Содружество молодых ученых

"СТИРАЯ ГРАНИ" / ТЕЗИСЫ / Тезисы Самойловой Н.А.


Образ богатства в публичном дискурсе

Самойлова Наталья Анатольевна   

Самарский госуниверситет   

    В последние 10-15 лет информация и публикации о богатых представителях российской элиты все чаще появляется в средствах массовой информации. По сравнению с советских периодом, когда «все были равны», сегодня явно обозначается разрыв в материальном благосостоянии различных слоев населения. С каждым годом проводится все больше исследований бедности и богатства, их соотношения, разрыва в потребительских корзинах. В 2004 году ВЦИОМ в опросе «Массовые чувства к сверхбогатым россиянам» [1] были получены данные о том, что у каждого второго россиянина (49%) - негативные чувства к данной социальной группе. Чаще это возмущение, ненависть (28%), реже - просто раздражение (21%). Совсем немногие россияне отнеслись к их появлению с удовлетворением (6%), еще меньшее число - с гордостью (3%). Отношение это формируется не на пустом месте.

    Одной из гипотез исследования является то, что большую роль в формировании подобного отношения к богатым играют СМИ. Поэтому изучение образа богатых в российских печатных изданиях сегодня видится очень актуальным. Основной целью данной работы является анализ дискурсивных стратегий, реализуемых СМИ, направленных на конструирование образа богатых россиян. Одной из задач, стоящей перед автором, является сравнение образов, конструируемых в деловой и в массовой прессе. Пока что осуществлен только предварительный анализ статей в деловых изданиях («Ведомости», «Коммерсантъ») и в наиболее популярных массовых изданиях («Комсомольская правда», «Аргументы и факты»). Для отбора статей проведен мониторинг вышеуказанной прессы за период с 2000 года по настоящее время, в результате которого были выбраны несколько ярких статей, наиболее полно описывающих объект исследования. Критерием числа публикаций послужило упоминание слов «богатые, богатство» во всех ее грамматических вариациях.

    Современное понимание массовой коммуникации подразумевает, что она не носит откровенно тоталитарного характера хотя бы потому, что роль реципиента - читателя, зрителя, слушателя - является активной. Представления о том, что смысл любого текста конструируется читателем не в меньшей степени, чем автором, сейчас практически не оспаривается. В то же время политические акценты, как правило, присутствующие в исследованиях богатства и бедности, невольно смещают фокус проблемы именно на репрезентацию как таковую.

    В качестве метода исследования выбран дискурсивный анализ. Решение о выборе именно этого метода было принято, во-первых, потому, что тематика богатства как таковая не является приоритетной темой ни для одной из перечисленных выше газет, и контент-анализ не обеспечил бы достаточно представительного и интересного материала для анализа; а во-вторых, из-за специфики предмета - для репрезентации таких категорий как богатство и бедность наиболее существенное значение имеет не только содержание текста, но его контекст, тончайшие нюансы его организации, оттенки значений и противоречия между ними.

    Дискурс-анализ представляет собой некоторое сочетание анализа контекста, идеологической подоплеки, попытка понять текст «между строк». В сфере массовой коммуникации дискурсивный анализ применяется чаще всего в связи с исследованием социальной реальности, конструированной процессами коммуникации [2]. Основная задача, которую необходимо решить при анализе текстов, – понять «замысел» текста, тот набор идей и представлений, с помощью которого автор (журналист) объясняет и формирует (используя медиа) реальность. Таким образом анализ «несказанного» иногда более важен, чем изучение того, что реально напечатано. Медиа-текст является как бы идеологическим айсбергом, у которого видна лишь вершина.

    На наш взгляд, чрезвычайно интересно проследить, как отражается «дискурс богатства», представленный в том или ином носителе информации, в восприятии адресатов этой информации, как «раскодируются» содержащиеся в тексте значения.

    По предварительным оценкам можно отметить, что материалы массовых изданий помимо красноречивого описания жизни обеспеченных людей, часто сопровождаются иллюстрациями (причем, как фотографиями, так и карикатурными изображениями). Это является косвенным подтверждением одной из гипотез автора о том, что в подобной прессе богатые представляются как «чужие», со своим специфическим и не понятным для обычного российского гражданина бытом. В то время как в деловых изданиях описание богатых людей дается в контексте «одного из нас», «своего», их образ жизни нормален, привычен.

    Уже на предварительном этапе анализа можно отметить некоторые особенности образа богатых в том или ином издании. Хотя тщательный анализ дискурса богатства в деловой и массовой прессе покажет гораздо больше специфических особенностей данной социальной группы, на которые стоит обратить внимание научного сообщества.


[1] Опрос ВЦИОМ 22-26 августа 2004 года, 1600 человек от 18 лет и старше.
[2] Зенкова А.Ю. Дискурсивный анализ массовой коммуникации: проблемы саморепрезентации общества. /Дисс….канд.филос.наук. Екатеринбург, 2000., С.87.

Hosted by uCoz