Содружество молодых ученых

"СТИРАЯ ГРАНИ" / ТЕЗИСЫ / Тезисы Мельцова В.М.


Исламский фундаментализм и исламский экстремизм.

Мельцов Валерий Михайлович   

Чебоксарский филиал Нижегородской академии МВД России   

    В последнее время все более широкое распространение получают попытки искусственной «милитаризации» Корана, в том числе и концепции «исламского фундаментализма». В этом контексте делаются выводы о неизбежности борьбы «мира Ислама» против «мира Запада» (то есть Европы и США в их политическом, экономическом и культурном аспектах), несовместимости мусульманской и западной цивилизаций. В контексте этой поверхностной оценки содержания Корана основное внимание уделяется критике «джихада», который примитивно позиционируется как «священная война мусульман против неверных», что весьма далеко от истины и подлинного содержания джихада и коранического учения.

    Современные СМИ нередко отождествляют такие понятия как «исламский экстремизм» и «исламский фундаментализм». Фундаментализм – это возвращение от ортодоксии к истокам веры (священным текстам) или очищение ортодоксии от искажений и чуждых наслоений; процесс возвратного движения к вероисповедным основам. Представители данного течения требуют изменения места и роли религии в жизни общества, отвергая господствующую идеологию, политическую практику существующего режима и государственное устройство, как не соответствующее нормам мусульманской религии.

    Экстремизм – это стремление к радикальным методам борьбы с политическим и религиозным противником. Ему нередко сопутствует терроризм - устрашающая тактика или стратегия групп, заключающаяся в систематическом, организованном и идеологически обоснованном использовании террористических актов для достижения политических целей, связанных; необходимостью влияния на власть для достижения своих целей. Террористический акт представляет собой использование насилия или угрозы его применения не столько ради уничтожения непосредственных жертв акции или причинения им вреда, сколько ради нанесения психологического воздействия на все общество или какую-либо его часть, чтобы добиться выполнения своих политических требований.

    Аргументами в пользу обвинения ислама в развязывании терроризма называются те суры в Коране, которые (при определенном толковании) могут быть источниками экстремизма. В частности, в нем написано: «... Не берите из них друзей, пока они не выселятся по пути Аллаха; если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников»; «... Избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаж¬дайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!»; «А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то - ударь мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы». Одним из главных аргументов является упоминаемый в Коране «джихад».

    Однако, следует отметить, что понятие «джихад» является многосоставным, комплексным и включает различные формы служения Аллаху. В арабском языке «джихад» означает «усердие», «усилие», «приложение всех сил», и имеет в Коране следующее толкование: «усердствовать на пути Аллаха своим имуществом и своими душами», трудиться, бороться и прилагать усилия на пути Аллаха и во имя Аллаха. Некоторые современные толкователи коранического текста выделяют несколько разновидностей джихада: «джихад сердца», т.е. борьба со своими собственными недостатками, нравственное самоочищение; «джихад языка», т.е. словесное поощрение одобряемых в исламе добрых дел и начинаний и запрещение действий, порицаемых и осуждаемых исламом; «джихад руки», или наказание правонарушителей и «джихад меча», или вооруженная защита интересов мусульман в случаях нападения на них. В большинстве стихов Корана «джихад» рассматривается в контексте предпочтения Всевышним активной, инициативной жизненной позиции мусульман перед пассивностью, инертностью: «Не равняются сидящие из верующих, не испытывающие вреда, и усердствующие на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Дал Аллах преимущество усердствующим своим имуществом и своими душами перед сидящими на степень. Всем обещал Аллах благо, а усердствующим Аллах дал преимущество перед сидящими в великой награде, в степенях у Него, и прощении, и милости. Поистине, Аллах прощающ, милосерд!»

    Таким образом, в соответствии со смыслом коранического учения любое усердие на пути Аллаха, будь-то изучение наук, или забота о старших и о собственной семье, или проповедь Корана, или совершение других поощряемых дел вписывается наряду с вооруженной защитой интересов мусульман в рамки джихада. Вооруженный джихад является лишь одним из его аспектов. В период войны и агрессии против мусульман он является высшей формой джихада, и участвующие в нем могут рассчитывать на то, что Аллах либо дарует им победу, либо вознаградит за мученичество в ином мире: «Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! И если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду». Для выделения военного аспекта джихада в Коране состояние войны, военного столкновения, сражения или противостояния передается словами «харб» (война) и «киталь» (сражение), или же более конкретно подчеркивается соответствующий военный контекст: «Выступайте в поход, легко вам будет, или тяжело, и прилагайте все старание в сражении, жертвуя достоянием своим и жизнью своей ради Аллаха». Здесь речь идет об усердии, «старании в сражении», то есть именно о вооруженном джихаде. Иными словами, в Коране четко прослеживается различие между «усердием на пути Аллаха» и являющимся его частным случаем «старанием» или «сражением на пути Аллаха».

    Принципиально важной при оценке сущности джихада, тем более его вооруженного аспекта, является понимание того, что Коран не призывает, как это нередко пытаются представить, к джихаду «мусульман против неверных христиан и иудеев». Он демонстрирует единый подход ко всем уверовавшим в единого Бога, рассматривает всех «людей Писания», то есть иудеев, христиан и мусульман, получивших откровения через Пророков Мусу, Ису и Мухаммеда, мусульманами в широком понимании этого слова, то есть «предавшимися Всевышнему», противопоставляя их язычникам. В ряде стихов можно найти свидетельства единого подхода Корана к людям Писания как к членам единой семьи «предавшихся Всевышнему», уважительное отношение к Торе и Евангелию, связанных с Кораном единым - божественным - источником и откровением.: Коран делит людей не на мусульман и немусульман, а на уверовавших в Единого Творца, «людей Писания» и неверующих (а не неверных) в это Писание, нарушающих его каноны и предписания, изложенные в дошедшем до нас триедином источнике - Торе, Евангелии и Коране, являющемся последним божественным откровением. Однако даже с учетом вышеизложенного деления, Коран не призывает к вооруженному джихаду против неверующих язычников, а предлагает политику терпимости и справедливости. В нем четко определены условия, при которых наступает вооруженный джихад - это необходимость обеспечения свободы обращения к Аллаху и свободы вероисповедания, сохранения рода, защиты личности и достоинства, установления мира и справедливости: «Не запретил нам Аллах быть добрым и поступать по справедливости с теми неверными, что не сражались против вас и не изгоняли из жилищ ваших. Поистине Аллах любит проявляющих справедливость в своих деяниях. Аллах запрещает вам брать себе в друзья лишь тех, что сражались против вас из-за веры вашей, изгнали вас из жилищ ваших, сговорившись о вашем изгнании. Те верующие, что берут себе в друзья подобных, совершают преступление». Мусульманам дозволен «джихад меча» в следующих ситуациях: при отражении агрессии, то есть когда они противоправно подвергаются агрессивным действиям против них и изгнанию из своих домов; когда они защищают от разрушительных действий места поклонения Аллаху; когда осуществляются посягательства на свободу вероисповедания и отправления религиозных обрядов. Ответный и вынужденный характер вооруженного джихада подчеркивается во многих стихах Корана: «И сражайтесь ради Аллаха с теми, что сражаются против вас, но первыми не нападайте. Поистине, Аллах не любит тех, что первыми свершают нападение. Убивайте их, где найдете, изгоните оттуда, откуда они вас изгнали, ведь смута язычества хуже убиения. Но не сражайтесь с ними у Священной Мечети, пока они не станут против вас сражаться. А если они вступят в сражение с вами, то убивайте их. Таково неверующим воздаяние... И сражайтесь с ними, пока не будет больше смуты язычества, и останется лишь вера в Аллаха. А если откажутся они от язычества, то не покушайтесь на них, кроме тех, которые совершают преступления». В рамках вооруженного джихада не исключается и возможность мирного, компромиссного решения конфликтных проблем: «И если склонятся они к миру, то склонись и ты к нему и полагайся на Аллаха. Ведь Он - всеслышащий, всезнающий». Общий коранический подход в данном вопросе сводится к принципу адекватного ответа: «Кто же преступает против вас, - то и вы преступайте против него подобно тому, как он преступил против вас. И бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах - с богобоязненными», «Если станете карать, то карайте как вас карали, а если проявите сдержанность и стерпите, то благо будет проявляющим терпение».

    Таким образом, попытки приписать исламу якобы объективно присущую ему нацеленность на насилие и экстремизм, и связанное с этим формирование таких ярлыков и штампов, как «исламский фундаментализм», «исламский терроризм», «радикальный исламизм» являются, с одной стороны, следствием примитивного и невежественного восприятия Корана, а с другой - вульгарной политизации ислама для достижения целей, весьма далеких от борьбы с насилием и террором. Коран не призывает к насилию и террору и не содержит норм, которые могли бы даже быть использованы для их оправдания. Напротив он призывает к мирному сосуществованию, взаимному признанию и взаимодействию между людьми независимо от их конфессиональной, национальной и расовой принадлежности: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий». Коран подчеркивает равенство в рамках религиозного и идейного плюрализма («Каждому из вас дали мы собственный закон и путь, а если бы пожелал Аллах, он сделал бы вас одной общиной и верой, но желал он испытать вас в том, что даровал вам»), призывает к справедливому и терпимому отношению как к верующим, так и неверующим («И скажи: «Истина - от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует»), категорически запрещает насилие в вопросах пропаганды ислама и обращения в ислам («Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения».

    Итак, использование исламского фундаментализма является только ширмой, прикрывающей реальные личные и политические цели экстремистских террористических организаций и их лидеров. Невольно всплывает аналогия «джихада» в христианстве - Крестовые походы. В свое время их тоже выдавали за волю Божью, а ведь благословление на походы давал сам папа Римский.

    В целом, борьба с терроризмом с акцентом на его якобы исламское происхождение способна привести лишь к дальнейшей радикализации противостояния по линии «мусульмане» и «немусульмане». Гораздо более продуктивный подход предусматривает признание того очевидного факта, что корни насилия и террора лежат в ошибках, совершенных обеими сторонами, в отсутствии взаимного понимания, доверия и уважения в отношениях между Западом и Востоком, в неэффективности борьбы со всеми формами терроризма и проявлениями насилия, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности его идеологов и практиков.

    Превращение международного терроризма по существу в самостоятельный субъект мировой политики ставит новые задачи перед мусульманскими общинами в ведущих странах мира. Они должны консолидировать свои усилия с тем, чтобы оперативно и эффективно на международном и национальном уровнях реагировать не только на нарушения прав мусульман со стороны внешних сил, но и на попытки радикальных, экстремистских сил внутри самих мусульманских общин прикрываться исламской фразеологией и тезисами из Священного Писания для политического и идеологического оправдания своих антигуманных акций.

    Государственные руководители западных стран, политические деятели и интеллектуальная элита должны быть готовы признать свою долю ответственности за кризис в отношениях с мусульманскими странами и продемонстрировать готовность пройти свою часть пути навстречу ему. Им необходимо отказаться от утверждений о наличии неразрешимых противоречий между исламом и светской культурой, об отрицании исламом прогрессивных ценностей современной эпохи. Борьба с терроризмом не должна подменяться борьбой с какой-либо религией или культурной традицией, так как терроризм не имеет и не может иметь национальной, религиозной или другой идентичности. Необходимо последовательное искоренение практики «двойных стандартов» в отношении терроризма, утверждение верховенства права в международных отношениях, прежде всего в сферах предотвращения и урегулирования конфликтов. Перевод этих общепринятых тезисов из сферы деклараций в область практических решений могли бы снизить кризисный, конфликтный потенциал в мире, содействовать гармоничному взаимодействию и партнерству мировых цивилизаций и культур и созданию справедливого мирового порядка.

Hosted by uCoz