Содружество молодых ученых

"СТИРАЯ ГРАНИ" / ТЕЗИСЫ / Тезисы Кобзева А.И.


Расселение и численность чувашей-мусульман Симбирской губернии в XIX — начале XX в.

Кобзев Александр Викторович   

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова   

    Любая попытка историко-этнографической реконструкции социального и религиозного быта, духовной жизни народов Среднего Поволжья предполагает проведение исследований в широком междисциплинарном ключе. Это изучение вопросов демографии и расселения, обращение к сюжетам древней истории, слабо представленной письменными источниками, и наоборот широко отражаемой данными археологии; исследование быта, религиозных верований и этнической идентификации, рассмотрение проблемы этнокультурных взаимовлияний, складывающихся в результате длительного проживания народов на одной территории.

    Одним из показателей этнокультурных взаимовлияний у народов Среднего Поволжья является динамика межконфессиональных отношений. Во второй половине XVI — начале XX вв. конфессиональные переходы в Среднем Поволжье нередко сопровождались существенными переменами в культуре населения: изменялись культурно-бытовые черты, усваивался иной язык, и даже менялась этническая самоидентификация. Подобные процессы в Среднем Поволжье развивались среди татар, переходивших в православие, среди чувашей, мари и удмуртов, принимавших ислам. В Симбирской губернии в XIX — начале XX вв. наблюдался процесс исламизации и этнической ассимиляции крещёных чувашей и чувашей-язычников татарами-мусульманами. Предлагаемая статья посвящена выяснению одного из аспектов данной проблемы — расселения и динамики численности чувашей, переходивших в ислам.

    В Симбирской губернии крещёные чуваши и чуваши-язычники, принявшие ислам, населяли 16 деревень. Большинство из них находилось в Буинском уезде: Чепкас Ильметьево, Старое Чекурское, Большая Акса, Новое Дуваново, Сиушево, Трёх-Болтаево, Энтуганово, Альшихово, Тиньгаши, Чикилдым и Буинка. В Симбирском уезде чуваши-мусульмане жили в трёх селениях: Старое Шаймурзино, Елховоозёрное и Новоиркеево. А в д. Три Избы Шемурши [1] Буинского уезда и Новые Алгаши Симбирского уезда чувашское население, хотя и было склонно к отпадению в ислам, но всё же осталось в православной вере.

    Кроме чувашских деревень Новые Алгаши и Чепкас Ильметьево во всех остальных чуваши жили вместе с “отпавшими” крещёными татарами [2] и татарами-мусульманами. Причём, все эти селения находились в этнически неоднородных татаро-чувашских волостях [3]. Таким образом, обычно переходы чувашей в магометанскую веру происходили там, где они жили в тесном соседстве с татарами. На эту же особенность расселения чувашей-мусульман указывают и другие исследователи [4]. В Симбирской губернии чуваши-мусульмане не образовывали компактной территории расселения и их деревни представляли небольшие вкрапления среди селений “отпавших” крещёных татар и татар-мусульман.

    Определение численности чувашей-мусульман Симбирской губернии во второй половине XIX — начале ХХ века затрудняется состоянием письменных источниках, в которых не всегда указывалась численность перешедших в ислам чувашей.

    По материалам ревизских сказок известно, что в Симбирской губернии в начале XVIII — середине XIX века наблюдалась устойчивая тенденция снижения доли чувашского населения и увеличения татарского, которая связывалась с процессом ассимиляции чувашей среди татар [5]. Буинский и Симбирский уезды с примыкающей к ним территорией Самарской губернии (Самарский и Ставропольский уезды) являлись одним из районов Среднего Поволжья, где с XVIII века около 4 тысяч чувашей проживали вместе с татарами в одних деревнях. Впоследствии они были ассимилированы татарами, и этот процесс завершился к концу XIX века [6].

    Православный священник К. Прокопьев в начале ХХ в. писал, что д. Буинка к этому времени “отатарилась вся целиком” [7]. По данным Х ревизии в 1858 г. в этом селении было 13 крещёных чувашей и 92 крещёных татарина [8]. По клировым ведомостям 1864 года здесь насчитывалось 65 крещёных татар [9], то есть их было больше чем крещёных чувашей в 5–7 раз. В посемейных списках “отпавших” крещёных татар за 1894 и 1905 год было указано, что чуваши-мусульмане растворились среди татар-мусульман, и поэтому определить их численность не представляется возможным. Вероятно, по этой же причине в источниках не говорится о численности перешедших в ислам чувашей селений Трёх-Болтаево, Елховоозёрное, Чикилдым и Альшихово.

    Противоречивы сведения источников о численности крещёных чувашей д. Старое Чекурское Буинского уезда, принявших магометанскую веру. В посемейном списке за 1894 г., как следует из рапорта Городищенского волостного правления, крещёные татары д. Старое Чекурское по Х ревизии значились крещёными чувашами [10]. В то же время по метрическим свидетельствам, представленных священником А. Баратынским в 1867 г. и сведениям Безднинского и Чукальского волостных правлений за тот же год эти крещёные чуваши названы старокрещеными татарами [11]. По клировым ведомостям 1864 г. в этом селении было 35 крещёных татар [12]. В ревизских сказках 1858 г. здесь насчитывалось 236 душ мужского пола крещёных чувашей и 18 душ мужского пола крещёных татар [13]. Священник старошаймурзинской церковно-приходской школы сообщал в 1915 г., что в 1860–1865 гг. чуваши д. Старое Чекурское перешли в ислам, а в 1905–1907 гг. 13 чувашских дворов стали открыто исполнять обряды мусульманской веры [14]. Таким образом, по сведениям источников 60 х гг. XIX в. “отпавшими” в ислам были крещёные татары, а по данным 90 х гг. XIX — начала XX века это были крещёные чуваши. Возможно, что в источниках идёт речь о разных группах мусульман — и о чувашах, принявших ислам, и об “отпавших” крещёных татарах.

    На протяжении второй половины XIX — начала ХХ века изменение численности чувашей-мусульман прослеживается только в селениях Чепкас Ильметьево и Старое Шаймурзино. В 1866–1868 гг. в д. Чепкас Ильметьево было 33 чуваша-мусульманина [15]. По посемейным спискам 1892 г. их стало уже 46 человек [16]. К 1905 г. их численность выросла до 59 человек [17]. В д. Старое Шаймурзино в 1857 г. чувашей-мусульман насчитывалось 45 человек [18]. В последующие годы их численность, за редким исключением (в 1866–1868 гг. указано 22 человека), постоянно росла: по посемейным спискам 1893 г. — 62 человека и в 1905 г. — 87 человек [19]. Кроме того, в этом селении ещё в 1839 г. появилась группа чувашей (61 человек), принявших мусульманскую веру [20]. Но, по источникам конца XIX — начала ХХ века их судьба не прослеживаются. Так, например, они не были обнаружены в посемейных списках легализовавшихся в 1905 г. ”отпавших“ крещёных татар и чувашей.

    Относительно полные данные о численности чувашей-мусульман Симбирской губернии представлены в источниках конца XIX — начала ХХ века. В 1896 г. по посемейным спискам в шести селениях (Чепкас Ильметьево — 46 человек, Старое Чекурское — 57, Старое Шаймурзино — 62, Большая Акса — 58, Новое Дуваново — 16, Энтуаганово — 9) насчитывалось 248 чувашей-мусульман (126 мужчин и 122 женщины) [21]. К началу Первой русской революции численность чувашей-мусульман выросла в два раза. По посемейным спискам 1905–1906 гг. в семи деревнях губернии (Чепкас Ильметьево — 59, Старое Чекурское — 48, Старое Шаймурзино — 87, Большая Акса — 56, Новое Дуваново — 20, Сиушево — 285, Тиньгаши — 7) их было выявлено 554 человека (283 мужчин и 271 женщин) [22], а по данным волостных правлений в Симбирской губернии к 1911 г. насчитывалось 483 чуваша-мусульманина [23]. Надо полагать, что в действительности во второй половине XIX — начале XX века чувашей-мусульман Симбирской губернии было несколько больше, чем указано в источниках. Возможно, их численность в это время составляла 600–800 человек.

    Некоторые из этих чувашей-мусульман в начале XX в. ещё сохраняли прежнее этническое самосознание, другие воспринимали себя в качестве татар, но помнили о своём этническом происхождение, третьи и вовсе ассимилировались, и не отличались от татар-мусульман ни образом жизни, ни языком, ни самосознанием. Другими словами группа чувашей-мусульман была неоднородна по своим культурно-бытовым чертам и самоидентификации, отражавшим разную степень ассимиляции чувашей татарами-мусульманами.


[1] Государственный архив Ульяновской области (далее ГАУО), ф. 135, оп. 1, ед. хр. 64, л. 2 об.
[2] Группа “отпавших” крещеных татар сформировалась в XIX — начале XX в. в результате перехода в ислам.
[3] Список населённых мест Симбирской губернии в 1896 году. — Симбирск, 1897; Список населённых мест Симбирской губернии. — Симбирск, 1913, с. 4-7, 24, 89, 92, 99-100, 109, 115-117; Ауновский В. Инородческие населённые места Симбирской губернии // Симбирские губернские ведомости, 1870, № 45, 47, 48.
[4] Таймасов Л.А. Христианизация чувашского народа в первой половине XIX в. — Чебоксары, 1992, с. 86; Исхаков Д.М. Расселение и численность татар в Поволжско-Приуральской историко-этнографической области в XVIII–XIX вв. // Советская этнография, 1980, № 4, с. 30; Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. Историко-этнографические очерки. — Чебоксары, 1959, с. 237, 295-296.
[5] Кабузан В.М. Народы России в первой половине XIX в. Численность и этнический состав. — М., 1992, с. 43, 197, 199.
[6] Исхаков Д.М. Расселение и численность татар в Поволжско-Приуральской историко-этнографической области в XVIII–XIX вв. // Советская этнография, 1980, № 4, с. 30.
[7] Чичерина С.В., указ. соч., с. 142.
[8] Ауновский В. Инородческие населённые места… // Симбирские губернские ведомости, 1870, № 48.
[9] Статистические сведения о крещёных татарах Казанской и некоторых других епархий в Волжском бассейне. — Место и год издания не указан, с. 38.
[10] ГАУО, ф. 134, оп. 7, ед. хр. 577, л. 66-70.
[11] Там же, ед. хр. 149, л. 1, 75, 86-86 об., 173-174, 187-188 об., 193-194, 252-254, 263.
[12] Статистические сведения о крещёных татарах…, с. 38.
[13] ГАУО, ф. 48, оп. 1, ед. хр. 362, л. 50-55.
[14] Там же, ф. 135, оп. 1, ед. хр. 65, л.7-8.
[15] Там же, ф. 134, оп. 7, ед. хр. 70, л. 2, 6-8 об.
[16] Там же, ед. хр. 577, л. 15-18; ед. хр. 578, л. 133-133 об.
[17] Там же, ф. 88, оп. 1, ед. хр. 1416, л. 8-10.
[18] Там же, ф. 318, оп. 1, ед. хр. 1082, л. 164-164 об.
[19] Там же, ф. 108, оп. 50, ед. хр. 10, л. 14-15 об., 18-20 об.; ф. 134, оп. 7, ед. хр. 578, л. 5 об. - 6, 119-119 об.; ед. хр. 807, л. 104-105; ф. 88, оп. 1, ед. хр. 1459, л. 22.
[20] Там же, ф. 318, оп. 3, ед. хр. 230, л. 9 об., 10 об., 20, 43 об.
[21] Там же, ф. 134, оп. 7, ед. хр. 577, л. 15-18, 66-70; ед. хр. 578, л. 5 об. - 6, 97-97 об., 119-119 об., 122-123, 127-127 об., 133-133 об.
[22] Там же, ед. хр. 807, л. 104-105, 258-259; ед. хр. 816, л. 40-42, 47-51, 32; ф. 88, оп. 1, ед. хр. 1361, л. 38-40; ед. хр. 1416, л. 8-10; ед. хр. 1457, л. 9; ед. хр. 1459, л. 1; ед. хр. 1460, л. 3-4, 11-11 об., 12, 31-32; ед. хр. 1930, л. 56-56 об., 64-71; ф. 1, оп. 93, ед. 86, л. 34, 45, 34-34 об.
[23] Наиболее важные статистические сведения об инородцах Восточной России и Западной Сибири, подверженных влиянию ислама. Под редакцией Н.В. Никольского. — Казань, 1912, с. 62.

Hosted by uCoz