Содружество молодых ученых

"СТИРАЯ ГРАНИ" / ТЕЗИСЫ / Тезисы Юркова А.Е.


Средневековая японская литература как источник по изучению самураев.

Юрков Александр Евгеньевич   

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова   

    Сейчас много говорят о «японском чуде» – цивилизации, возникшей после сокрушительной катастрофы страны во Второй мировой войне и сумевшей занять лидирующее положение в современном мире.

    В чем же секрет успеха Японии?

    Ответ на этот вопрос неоднозначен. Однако одним из определяющих факторов стало то, что японцы традиционно жили по особым ценностям.

    Именно эти морально-этические идеалы помогли выстоять в национальной катастрофе и восстановить страну. Большинство же этих идеалов было сформировано в тот период, когда в Японии более семисот лет правили воины. Имя этим воинам было самураи.

    В средневековой японской культуре возникло особое понимание философии воина, отобразившееся во многих аспектах жизни японцев той эпохи: это и живопись, и прикладное искусство (изготовление доспехов, оружия и воинской амуниции) и гуманитарные знания того периода (буддистская философия, право, искусство красноречия и т.д.).

    Однако самое существенное отражение образ воина нашел в японской средневековой литературе. Можно выделить следующие жанры японской средневековой литературы, связанные с темой воина:

  1. Военные повести, так называемые «гунки». Характерной особенностью этих произведений является то, что в них очень велик пласт реальных исторических событий. Именно поэтому образ воинов в этих произведениях далек от совершенства и описывает приход военных домов самураев к власти. Во многом деяния и поступки самураев раннего Средневековья в Японии, запечатленные в военных повестях, стали для многих самураев последующих эпох эталонами. Самым известным произведение из этого цикла является «Повесть о доме Тайра». Классическое японское сказание повествует о годах противостояния двух крупнейших родов японской военной аристократии Тайра и Минамото. В войне 1178-1185 годов клан Минамото побеждает род Тайра, в результате чего в стране устанавливается прямое воинское правление. К этому же циклу относятся и «Сказание о годах Хогэн». В 1156 году три крупных клана Фудзивара, Минамото и Тайра столкнулись за верховную власть в Японии. Четвертой стороной стали крупные буддийские монастыри. Об отдельных войны и рассказывает данное произведение. В указанных источниках описываются событияXII века, хотя сами они были написаны в XIII столетии. В «Хрониках великого мира» же речь идет о события более позднего периода – гражданской войне между сторонниками сегуна (военного правителя Японии) и его противниками, которые выступали за возвращение власти императора. Данное произведение было создано в период борьбы императора Годайго за восстановление во всей полноте императорской власти. В книгу включено очень много китайских легенд, книга изобилует историческими арабесками в китайском стиле.
  2. Следующим жанром, повествующим о воинах, являются исторические заметки, которые представляли собой аналог современной научно-популярной литературы. В этих произведениях самураи предстают в весьма возвышенном свете, олицетворяя собой воплощение чести и мужества. Примером сочинения такого вида может служить «Неофициальная история Японии» Раи Санье. Данное произведение было написано уже в XV111 веке поэтом и историком Санье. В отличие от практически всех источников по данной теме, имеющих литературный характер, данная книга представляет собой историческое исследование, что повышает ее историческую ценность для исследования. Вторым примером подобного вида литературы может служить «Сорок семь самураев: свидетельство очевидца и доводы». Данный источник представляет собой свидетельства очевидцев и современников подвига сорока семи ронинов Ако. Их господин, глубоко оскорбленный наглым вымогательством церемонимейстера сегуна, попытался убить его в покоях сегуна. План не удался. За самоуправство господин Ако был приговорен к сеппуку (ритуальному вскрытию живота), а его клан расформирован. Земли клана были переданы сегуну. 47 наиболее близких к господину воинов решили отомстить и через год напали на дом церемонимейстера. В результате атаки последний был убит. Всех участвовавших в нападении приговорили к сеппуку. Их подвиг стал классическим примером преданности воинов своему господину.
  3. Следующий тип литературных произведений, где образ воина запечатлен достаточно ярко – это легенды о самураях, в которых феодальные воины выступают, как бесстрашные борцы с различными потусторонними силами. Фигуры воинов в этих легендах представляются героями и защитниками простого населения от различных злых духов и демонов. Наиболее ярким примером может служить сборник японских преданий «о вещах необычных» под названием «Херай».
  4. Одними из самых интересных произведений по данной теме являются, так называемые кодексы бусидо («Пути воина»). Всего можно говорить о трех книгах, четко трактующих данную проблему. Во-первых, это Юдзан Дайдодзи. «Напутствие вступающему на Путь воина». Автор «Напутствия…» жил в 1636-1730 гг. Будучи вассалами дома Токугава, его предки приобрели почет и обеспечили своему потомку достойное будущее. Юдзан Дайдодзи получил прекрасное образование, служил клану Асано и клану Мацудайра. Много изучал военное искусство. Был конфуцианским монахом. Его «Напутствие…» – это попытка самурая мирного времени воплотить в жизнь взгляды классического буси с их идеалами о служении и верности. Это попытка противостоять разлагающему влиянию на самураев денег и торговли. Ценность «Напутствия…» как исторического источника в том, что прошлое его рода не делало его врагом дома сегунов Токугава. Это способствовало распространению книги среди различных феодальных домов. Книга Юдзана стала, своего рода, официальной точкой зрения на возможность существования воина в условиях мирного времени. Будучи конфуцианцем, Дайдодзи переносит идеи служения из воинской доблести в исполнение чиновничьих обязанностей. Книга Юдзана Дайодзи стала классическим трактатом о «бусидо» - Пути воина. Во-вторых, это труд Ямамото Цунэтомо «Сокрытое в листве». Автор трактата Ямомото Цунэтамо (1659-1719) был самураем клана Набэсима. До смерти своего господина Набэсима Мицусигэ Ямамото был самураем в его свите. Однако после смерти господина Ямамото решил совершить «сэппуку» (ритуальное вскрытие живота), в знак признательности к умершему господину. Лишь только официальный запрет сегуна, и, что более важно, личный запрет господина не позволили Ямамото свершить задуманное. Цунэтомо стал отшельником и составил «Сокрытое в листве». Сам автор не предполагал его написание, письменная версия появилась благодаря стараниям одного из учеников Цунэтомо. Ценность «Сокрытого в листве» по данной теме состоит в том, что данный трактат был опальным, поскольку во главу угла ставил служение клану и лично своему господину, а не сегуну из клана Токугава.. Именно поэтому вплоть до революции Мейдзи книга Цунэтомо была доступна лишь для чтения самураям из клана Набэсима. «Сокрытое в листве» является классическим произведением о самурайской этике. Особую популярность книга приобрела в период II мировой войны. В-третьих, это книга Миямото Мусаси «Пять колец». Автором «Пяти колец» был легендарный фехтовальщик эпохи Эдо Миямото Мусаси (1584-1645 гг.). Период его жизни был ознаменован окончанием борьбы за объединение Страны Восходящего Солнца под властью сегунов клана Токугава. Войны подошли к концу, боевая сила самураев стала невостребованной. «Теперь главное внимание в фехтовании уделялось внутреннему самоконтролю и духовному самосовершенствованию, а не боевой эффективности, тем более что проверить ее на практике становилось достаточно затруднительно». Так появилась мистика меча, более похожая на философию, чем на военное искусство». В мирное время Мусаси из странствующего воина без господина (ронина) превратился в гения фехтования. Не имея господина, будучи не отягощенным службой ему, он полностью посвятил себя искусству меча. Мусаси считают величайшим мастером клинка эпохи Токугава. Книга «Пять колец», написанная им незадолго до смерти, обобщила гигантский боевой и духовный опыт воина. «Пять колец» описывает не технику тела, а технику духа воина. Ценность данного источника состоит в отсутствии клановой принадлежности автора. Будучи свободным от служения господину, Мусаси мог предать свой довольно оригинальный взгляд на Путь воина.

    Как видно из вышеприведенного, средневековая японская литература является основным источником по изучению самураев, поскольку обилие жанров и тем произведение, а также традиционная высокая историческая достоверность последних дают богатый материал для исследователя.

Hosted by uCoz