Содружество молодых ученых

"СТИРАЯ ГРАНИ" / ТЕЗИСЫ / Тезизы Махнина А.А.


Постмодернистские тенденции в отечественной архитектуре

Махнин Антон Александрович   

Ярославский государственный педагогический университет   
им. К.Д. Ушинского   

    Постмодернистская архитектура рассматривается не как отдельный стиль, направление, но как достаточно сложное, противоречивое, внутренне неоднородное явление, как переходный этап в истории архитектуры, на смену которому, возможно, должно прийти нечто целостное, устойчивое, стилистически оформленное.

    Но при всей его неоднородности, с постмодернизмом связываются вполне конкретные черты, факты культурной жизни. Проблемы, сопровождающие современный архитектурный процесс, оказываются характерными не только для зарубежной, но и для нашей отечественной культуры, правда, с некоторым отставанием.

    Постмодернистская архитектура — это принципиально новый (или даже хорошо забытый старый), по сравнению с предшествующим периодом, взгляд на творческий архитектурный процесс.

    Постмодернистская архитектура явилась как оппозиция модернизму и связана, прежде всего, со стремлением архитекторов преодолеть однообразие и однобокость, главным образом типового строительства, ассоциирующегося с «современным движением». По мнению постмодернистов «современное движение» отрицало всю предшествующую архитектурную стилистику как устаревшую и не способную выражать дух нового времени, технического века. Постмодернисты подвергают переосмыслению все коренные положения модернистской архитектуры.

    На смену представлениям о функциональной обусловленности, рациональности архитектуры приходит желание обогатить, разнообразить форму, вернуть ей выразительность, наполнить ее сложной символикой. Поэтому под постмодернистским произведением понимается не просто любое здание с забавными странностями и причудливыми формами; важен «язык» архитектуры, смысловая слитность, вбирающая в себя культурно-историческое наследство. «Язык» постмодернистской архитектуры складывается из определенных кодов, общепринятых знаков и метафор, выбор которых зависит от индивидуальной творческой программы архитектора, от общекультурного контекста.

    Постмодернисты возвращаются к прошлому, пытаясь преодолеть «семантический кризис», постигший «современную архитектуру». Но история воспринимается ими целостно, панорамной, как своеобразный музей прошлых ценностей, в котором зритель — не пассивный созерцатель, но соучастник определенного действа.

    В основе постмодернистского архитектурного метода — игра с предшествующими стилями (в том числе, в поле истории попадает и модернизм), цитирование, смешение различных традиций, ироничный взгляд со стороны.

    Архитектор-постмодернист выступает своеобразным посредником между конкретным реальным человеком и всем культурно-историческим пространством, вовлекая этого человека в игру, в коммуникативный процесс. Архитектор-постмодернист учитывает потребности реальных потребителей, активно использует их инициативу в разработке проектов. Новейшая архитектура рождается как результат сотворчества архитектора и заказчика.

    Такие черты новейшей архитектуры, как эклектизм, историзм, регионализм, метафоричность, отражают и характерные особенности психологии современного человека, его усталость от постоянного поиска новизны, стремления к бунту, рациональности, идеологической зависимости. Одним из возможных путей освобождения от гнетущей современности с ее катаклизмами и постоянными метаниями — ретроспекция, саморефлексия, ностальгия по прошлому, переживание «золотого века» и его ритуальное воспроизведение в элементах и образах истории на любом из ее этапов, возвращение к «частной эстетике».

    Обыденность и повседневность архитектуры — не в смысле примитивности, упрощенности, а в значении максимальной узнаваемости, прочитываемости, доступности. Это активное участие в формировании жизненной среды, когда архитектор вновь обретает свой традиционный статус главного строителя, «общественного деятеля», отражающего в своих художественных образах характер, картину окружающего мира.

    Появление постмодернистских тенденций в отечественной архитектуре знаменовало собой выход ее на мировую арену, включения в общекультурный контекст. Это весьма закономерное явление для отечественной архитектуры, стремящейся преодолеть цензурный, стилевой барьер. Новейшая архитектура России — это не только результат влияния западных тенденций, это естественная для современной ситуации реакция архитектурного организма на многолетнее давление и господство типового строительства.

    Не случайно отечественный постмодернизм связывается, прежде всего со взлетом авторской, индивидуальной архитектуры, с появлением такого феномена, как «бумажная» — концептуальная архитектура, запечатлевшая оригинальные поиски молодых авторов-восьмидесятников в области архитектурной выразительности, смысловой наполненности и стилистического разнообразия.

    Реальное претворение в жизнь постмодернистских тенденций можно увидеть в отечественной архитектурной практике, как столицы, так и провинции. В провинции, например в Ярославле, постмодернизм находит свою специфику, собственную почву.

    Это региональный, провинциальный вариант постмодернизма, основанный, прежде всего, на стилизации под местные, культурно-исторические традиции. Важнейшим принципом проектирования и строительства становится соблюдение так называемого средового подхода (контекстуальности) в связи с проблемой сохранения исторического духа, облика города. В тех или иных случаях архитекторам удается интересно, индивидуально подойти к решению своей творческой задачи, процитировать элементы исторической архитектуры, вступить в диалог или полилог с окружающей архитектурной средой. Но вот настоящая постмодернистская игра, ирония получаются не всегда.

    Новая, еще не достаточно опознанная и принятая в качестве своей, архитектура привносит новые черты в городскую среду России, открывая, возможно, новую страницу не только в истории собственно архитектурного творчества, но и в культуре города.

Hosted by uCoz